Жизнь, связанная с Пионерской школой
23 августа 2023
1 сентября 1990 года - день открытия Пионерской школы Ирбитского района.
На торжественной линейке почётных гостей, учителей, детей и их родителей встречали первый директор Сухих Василий Константинович и первый завуч школы Ларионова Татьяна Леонидовна. В школе-новостройке начался первый учебный год для 801 ученика и 44 педагогов из разных учебных заведений города и района. На плечи административной команды легла огромная ответственность по созданию благоприятного микроклимата в новом учительском коллективе.
Татьяна Леонидовна, спокойная и немногословная, умело разрешала все проблемные вопросы среди педагогов, учащихся и родителей. Без внешней суеты и нетерпения к кому-либо она справлялась со всеми возникающими в коллективе трудностями. Составление расписания, при необустроенности и нехватке учебных кабинетов, в первое время она тоже взяла на себя. В целом организация учебно-воспитательного процесса в крупном незнакомом сообществе была колоссальным трудом, но никто и никогда не видел усталости, разочарования или бессилия школьного завуча.
Ответственность и организованность, любознательность и постоянное стремление учиться помогли Татьяне Леонидовне выстоять и победить. Её душевное богатство быстро расположило к себе всех сотрудников и подчинённых. Работать под руководством такого завуча всем было интересно и комфортно.
Шестнадцать лет (с 1990 по 2006 год) проработала Татьяна Леонидовна Ларионова заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Через педсоветы, семинары она всегда старалась держать свой коллектив в курсе всех педагогических инноваций. Два десятка лет она была главным человеком в Пионерской школе. В образовательном сообществе Ирбитского района Татьяну Леонидовну уважали за её педагогический такт, постоянную потребность к саморазвитию, обоснованную строгость и доброту, готовность всегда прийти на помощь, не считаясь с личным временем. За методической помощью к ней мог обратиться любой педагог района, и она оказывала дружескую поддержку в виде качественных устных или письменных консультаций, делилась нужной литературой.
Знание педагогики и психологии школьников позволили ей стать настоящим профессионалом в области преподавания математики. Она считала, что высшее назначение любимой ею с детства науки состояло в том, чтобы находить скрытый порядок в окружающем хаосе. Математика - предмет трудный, поэтому своей первостепенной задачей Татьяна Леонидовна считала сделать его доступным и понятным для каждого ребёнка. Основным направлением её деятельности стали поиск и апробация средств, методов и технологий обучения математике.
Выстроенную ею систему эффективных уроков составляли: уроки-практикумы, уроки одной задачи, уроки чтения чертежей, блиц-уроки, практические работы по поиску рациональных решений, уроки-открытия, уроки семи чудес математики, уроки с использованием местного исторического материала, уроки одного уравнения и другие.
Понятное объяснение нового материала учителем, систематическая самостоятельная работа учащихся, разноуровневые домашние задания создавали атмосферу увлечённости на каждом уроке Татьяны Леонидовны. Она выстраивала их на принципах логичности, связи теории с практикой, доступности, наглядности и новизны.
С целью развития математических способностей учащихся и привития им интереса к этой науке педагоги Пионерской школы проводили: «Олимпийские математические игры», «Свою игру», «Счастливый случай», «Звёздный час», конференцию «Жизнь замечательных людей», «Математический аукцион», игру «Крестики-нолики» и другие. Ученики Татьяны Леонидовны разрабатывали и успешно защищали проекты по темам: «Измерительные работы на местности», «Это удивительное число «пи»», «Способы описания окружающего мира с помощью числовых характеристик», «Симметрия и асимметрия в архитектуре зданий города Ирбита», «Нестандартные способы решения квадратных уравнений», «Математические фокусы».
Татьяна Леонидовна проводила элективные и факультативные курсы по математике:
- «Дробные числа и пропорции. Измерение площадей и объемов», 6 класс;
- «Элементы алгебры и теории чисел», 7 класс;
- «Основные вопросы статистики и комбинаторики», 8 класс;
- «Квадратные и рациональные уравнения и неравенства», 8-9 классы;
- «Иррациональные и трансцендентные уравнения и неравенства»,10-11 классы;
- «Основные вопросы школьного курса математики», 10-11 классы.
Ученики Татьяны Леонидовны были победителями и призёрами олимпиад и конкурсов различного уровня: муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, Ежегодной муниципальной командной игры «Математический ринг» (в рамках единого дня математики в Ирбитском МО с участием декана матфакаУрГПУ), Международной Олимпиады по основам наук.
Все годы Татьяна Леонидовна являлась педагогом-наставником, представляла свой опыт на областных, окружных, муниципальных педагогических форумах, семинарах, конференциях, заседаниях районного методического объединения. Её выпускники всегда были конкурентоспособными при поступлении в ВУЗы и ССУЗы. Многие из них связали свою жизнь с математикой, изучая педагогику, экономику, банковское дело.
Заместитель директора по научно-методической работе Долгушина Анна Ивановна,
руководитель краеведческого музея МОУ "Пионерская СОШ"
Калинина Лариса Васильевна (к Году педагога и наставника, 2023)