Муниципальное общеобразовательное учреждение
Свердловская область, Ирбитский район, пгт Пионерский, ул. Ожиганова, д. 10
Телефон: +7 (34355) 4-52-73

 

Главная / Кадетство / 9 февраля - день рождения Григория Андреевича Речкалова

9 февраля - день рождения Григория Андреевича Речкалова

9 февраля 2023

Кадетство

9 февраля в поселке Зайково, на родине героя, прошли торжественные мероприятия, посвященные его дню рождения. В мероприятиях приняли участие ветераны боевых действий, представители районной администрации, лучшие ученики кадетских классов Пионерской и Зайковской школы №1.

 

 

Григорий Андреевич Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково (ныне в черте посёлка Зайково Ирбитского района Свердловской области). Окончил 6 классов школы. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков.
 
После распределения Г.А. Речкалов в звании младшего лейтенанта был направлен для прохождения службы в 55-й истребительный авиаполк. Эта истребительная часть, расположенная в Кировограде (Украинская ССР), в то время только формировалась, и Г.А. Речкалов является одним из немногих старожилов полка, начавших в нем службу и прошедших в его составе через всю войну. В то время 55-й иап был укомплектован самолетами И-15 бис, УТИ-4 и И-16 и входил в состав 1-й скоростной бомбардировочной бригады Киевского особого военного округа (КОВО). В январе 1940 года 55-й иап был переведен в состав 43-й истребительной бригады ВВС Одесского военного округа, а с апреля вошел в состав 20-й смешанной авиационной дивизии ВВС Одесского военного округа (4-я ВА). Принимал участие в освободительном походе в Бессарабию и Молдавию и к 22 июня 1941 года дислоцировался на аэродроме совхоза «Красный Маяк», в селе Семеновка, на окраине города Бельцы.
 
 
22 июня 1941 года Григорий вернулся в расположение полка из Одессы, где врачебно-летная комиссия списала его с летной работы. В полку к тому времени уже были первые жертвы, вовсю кипела боевая работа. Доложив о прибытии в часть и списании, он тут же получил свое первое боевое задание – на своей «Чайке» отвезти документы в соседнюю часть. На заключение ВЛК о негодности младшего лейтенанта Речкалова к летной работе начальник штаба полка майор Матвеев даже не обратил внимания. Было не до того. Таким неожиданным образом разрешилась для летчика тяжелая задача, которой он терзался по пути в полк – как жить дальше. Ответ пришел сам собой – летать и воевать. В первом же вылете он встретился с врагом, уцелел и еще выручил товарища.
 
С июня 1941 года младший лейтенант Г.А. Речкалов на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота 55-го (с марта 1942 года – 16-го Гвардейского) истребительного авиационного полка. Летал на биплане И-153.
 
Через месяц после начала войны, уже имея на своем счету три сбитых самолета, Г.А. Речкалов раненым привел свой И-16 на аэродром, тут же был отправлен в госпиталь, где перенес сложную операцию на правой ноге. В апреле 1942 года, сбежав из запасного авиаполка, где переучивался на Як-1, он вернулся в родной, уже 16-й гв. иап, где возобновил боевую работу. Летал на МиГ-3, Як-1 и американской «Аэрокобре».
 
К маю 1943 года командир звена 16-го гв. иап (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии старший лейтенант Г.А. Речкалов совершил 194 боевых вылета, в 54 воздушных боях сбил лично 16 самолётов противника и 1 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 994).
 
К июню 1944 года заместитель командира, он же штурман, того же полка (9-я гвардейская истребительная авиадивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Г.А. Речкалов совершил 415 боевых вылетов, в 112 воздушных боях, сбил лично 51 самолёт противника и 4 в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 25/II).
 
С июля 1944 года был командиром 16-го гвардейского истребительного авиационного полка, с марта 1945 года – лётчик-инспектор по технике пилотирования 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Всего за время войны выполнил более 450 боевых вылетов, участвовал в 122 воздушных боях, в которых сбил лично 61 и в составе группы 4 самолёта противника.
 
Отличительной чертой Речкалова было то, что он быстро улавливал идею каждого боя и как бы не складывалась обстановка в воздухе, почти всегда доводил до конца начатую схватку, добиваясь победы. Его умение взаимодействовать с другими группами, позволяло уверенно вести бои с численно превосходящими силами противника.
 
Классическим можно назвать воздушный бой, проведённый нашими асами 16 июля 1944 года. Во всём блеске проявились в нём боевые качества советских командиров и рядовых лётчиков. 12 самолётов 16-го гвардейского истребительного авиационного полка под командованием Г.А. Речкалова в районе Сушно прикрывали от воздушных налётов наземные войска, находившиеся в исходном положении для атаки. Истребители ударной группы барражировали на высоте 2000 метров. Над ними с превышением 400 – 500 метров ходила группа прикрытия во главе с ведущим – гвардии подполковником А.И. Покрышкиным. А самый верхний ярус занимала группа поддержки под командованием Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта А.Труда.
 
Вскоре было замечено, что курсом на восток движется большая группа вражеских машин. В ней насчитывалось более 30 Ju-87 и Hs-129 и 8 FW-190. Увидев наши самолёты, противник перестроился в колонну по одному, замкнув круг для обороны, и начал беспорядочно бросать бомбы.
 
Истребители Речкалова и Покрышкипа устремились в атаку на бомбардировщиков, а Труд связал боем истребителей. Закрутилась гигантская карусель. Своей четвёркой Покрышкин нанёс удар с внутренней стороны круга и с первой же атаки сбил Hs-129. Четвёртой атакой ему удалось поджечь Ju-87. Снизу и сзади в атаку бросился Речкалов со своими ведомыми. Он первым свалил на землю вражеского бомбардиррвщика. Такая же участь от метких очередей Вахненко, Клубова и Иванова постигла ещё 3-х «Юнкерсов». На выходе из четвёртой атаки Клубов удвоил свой счёт. Таким образом, на землю упало 9 сбитых вражеских самолётов.
 
После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Командовал полком, авиадивизией. В 1957-1959 годах был заместителем командующего истребительной авиацией Отдельной Дальневосточной армии ПВО. С апреля 1959 года генерал-майор авиации Г.А. Речкалов – в запасе.
 
В 1961 году поступил на факультет журналистики МГУ.  Жил в Москве, в последние годы жизни – в городе Жуковский Московской области.
 
Григорий Андреевич Речкалов написал книги о военных буднях – «В гостях у молодости», «Дымное небо войны», «В небе Молдавии».
 
Умер 22 декабря 1990 года.
 
Награждён орденами: Ленина (24.05.1943), Красного Знамени (30.12.1942, 05.05.1943, 22.10.1944, …), Александра Невского (02.10.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (дважды); медалями.
 
В официальный боевой счёт пилота, представленный в наградных и итоговых документах, не вошли 3 сбитых самолёта за 1941 год.
 
Однако, эти победы отражены в оперативных и отчётных документах 20-й САД, что даёт основание включить их в боевой счёт лётчика.
 
 
 
 
 «Кто из нас в юности не зачитывался книгами о героических полетах Чкалова, Громова, Мазурука, Водопьянова? Кто не восхищался мужеством Коккинаки и Евдокимова? Мы все хотели тогда быть такими, как они.
 
У каждого летчика бывает авиационная юность. Ее сменяет авиационная молодость, зрелость, приходит мастерство. Человек может стать асом, какой угодно знаменитостью, но никогда не забудет своей юности. Она остается в самых светлых уголках его памяти и напоминает о себе разве что в сновидениях да вот теперь, когда пишутся эти строки. Она у меня перед глазами, полная счастья и невзгод, и я снова живу теми днями…»
 
Речкалов Г А. В небе Молдавии. — Кишинев: «Картя молдовеняскэ», 1967.
 

 


Наверх страницы